Реставрация мебели
Этим текстом, я надеюсь, мы открываем новый цикл статей о работе руками, в свободное от строительства и посадок время. Названия рубрики еще нет, предлагайте в Телеграме, обсудим…
Итак, начнем. Сразу хочу предупредить, что все нижесказанное является моим личным опытом, видением и основано на собственном художественном вкусе. А на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные.
Начало пути
Во многих семьях хранятся
Многие вещи ушедших эпох, даже не смотря на то, что они сугубо бытового назначения — сделаны на совесть из природных материалов (привет современному одноразовому ЛДСП), а при небольшой реставрации готовы снова занять достойное место в родной семье.
С чего начал я?
В детстве, мы жили в деревянном частном доме вместе с родителями, бабушкой, дедушкой и прабабушкой. Годы шли, мы переехали в квартиру и часть мебели взяли с собой, а часть увезли на дачу. Там она использовалась повсюду: в доме, на веранде, на улице, в сарае… Часть мебели использовалось в технических целях — как подставка чтобы
На тот момент я, в свободное время, уже успел реставрировать
В то время, мы активно строились и проблема с недостатком мебели была очень острой — все средства шли на стройку, а лавки для гостей делались за полчаса из найденных в огороде досок.
Руководствуясь своим любимым лозунгом: «дизайн начинается там, где кончаются деньги», я взял этот набор былой роскоши, со следами полувековой краски и бытового вандализма, обломанными и потерянными элементами и полностью непригодной фурнитурой, и решил восстанавливать. К тому же, уже вырисовывался стиль некоторых помещений, где эта мебель была бы весьма кстати.
Дизайн начинается там, где кончаются деньги
Что нужно делать?
Вам нужно сделать мебель новой, а это значит:
- Разобрать всё на отдельные элементы
- Убрать старое покрытие
- Ликвидировать все изъяны: шпатлевка, восстановление геометрии, изготовление утерянных элементов
- Склейка и сборка
- Шлифовка, подгонка
- Тонировка, покраска, лакировка
- Замена всей фурнитуры: петли, ручки, стекла и зеркала
Для работы понадобится минимум инструментов:
- Набор отверток, как правило тонкие шлицевые,
т. к. старые шурупы — это ужас. - Струбцины. Зависит от масштабов работ, но струбцин много не бывает. Желательно разных размеров, хотя бы
3-5-10 . от пружинных, где легкое сжатие, до серьезных винтовых — для особо прочного сжатия. - Киянка. Деревянная или резиновая (лучше не черная!).
- Шпатлевка по дереву, герметик по дереву. Акриловые. Цвет выбирайте исходя из материала, я держу три вида — сосна, береза, бук.
- Клей ПВА (водостойкость
D-3 , но неD-4 ). - Шуруповерт, сверла.
- Наборы наждачной бумаги от Р80 до Р240 и выше, шпатель, маленький валик, кисточки для лака, мебельные шканты, гвозди.
Не лишним будет наличие электроинструментов — орбитальной шлифмашинки, вибрационной шлифмашинки, электролобзика и пр.
Немаловажное замечание. Мы работаем не в музее, восстанавливать исходный облик и делать полную копию ни к чему. Да и старая мебель советского периода, ввиду различных причин, зачастую лишена декоративных элементов. Если ваш стиль и концепция допускает внесение свежих ноток в дизайн, смело воплощайте их в жизнь. Можно добавить более изящную фурнитуру, немного резьбы, измененить некоторые элементы, например ножки. Экспериментируйте, но без фанатизма. Все должно быть органично.
Разобрать все элементы
Все что откручивается открутить, все что приколочено выколотить. Для мебели середины прошлого века характерно использование гвоздей всех размеров и шурупов. Из гвоздей и шурупов производитель придумывал различные крепления. К примеру, откусывая шляпки у гвоздей — получал финишные гвозди. Ваша задача разобрать все по досочкам. Можно подписывать детали, можно фотографировать, но, как правило, даже если есть парные элемнты, в соседнее посадочные места детали не входит так, как в родное.
Если деталь склеена, используйте киянку, чтобы выбить ее из паза. Иногда на элементах есть трещины — осторожнее, может расколоться. К сожалению, достаточно часто невозможно разобрать не повредив элемент. Но всегда можно его склеить либо «нарастить» обломанный шип. Не спешите — это залог успеха.
Убрать старое покрытие
Один из самых неприятных этапов. В некоторых сюжетах на youtubе можно видеть, как берут старый комод, темный от времени и лака и поверх всего этого кисточкой мажут светлой акриловой краской — камод в стиле «Прованс» готов. Это полная ерунда и это не наш метод.
Чтобы убрать старое покрытие существует три способа:
- Механический
- Химический
- Термический
С первым все просто, шкурить наждачной бумагой. Долго. Очень долго. Невероятно долго
Я предпочитаю шкурить меньше и поэтому выбрал второй способ — химический. В качестве растворителя использовал смывку, которая продается в разных магазинах, с разбегом цен от 80 до 500 рублей. Дешевая не значит плохая.
Принцип использования: нанести, выждать положенное время, скребком или шпателем снять размягчившийся слой лака или краски. Средства есть в виде тягучей жидкости, есть в спреях. Личный опыт говорит, что спрей малоэффективен
Иногда операцию нужно повторить.
После снятия, обработать наждачной бумагой или электроинструментом для удаления остатков засохшего лака.
Обратите внимание, под слоем лака может быть тонкий слой шпона. Его легко сточить наждачной бумагой!
Средства для снятия лакокрасочных покрытий крайне ядовиты и агрессивны
Запах ужасный и воздействия на кожу губительны. Опять же личный опыт — 5 минут взаимодействия с ладонью привели к фрагментарному снятию кожи с кисти.
Термический способ. Строительный фен позволяет размягчить лак и соскоблить его. Трудоемко и применительно к небольшим элементам — сложно феном очистить большую поверхность стола.
Отдельно стоит отметить повышенную сложность снятия покрытия с предметов с криволинейным профилем — рамы зеркал, круглые ножки, балясины. Тут всегда приходится изобретать либо совмещать несколько способов.
Ликвидировать все изъяны
Сколы и трещины замазывал шпатлевкой. Герметик использовал для скрытия полостей которые не нужны. Изготавливал утерянные элементы, добавлял новые. После всех работ повторное ошкуривание.
Не редко, вместо того чтобы пытаться восстановить элемент, проще и надежнее сделать новый. Пример из личного опыта — полки в буфете. От времени их повело, на одной из них было пятно чернил, и другой глубокий маслянный след. По аналогии каркаса старых полок, но из свежих материалов были изготовлены новые, легкие полки.
Склейка
Сперва склеиваем крупные фрагменты и собираем каркас конструкции. Для склеивания используем струбцины или тряпичные стяжки, сразу вытираем выступивший клей. Для первоначальной склейки достаточно 1–2 часа, затем можно работать дальше — полное склеивание занимает около суток. Черновая шлифовка.
Использование саморезов и металлических уголков крайне не рекомендуется. Тоже относится и к современным крепежам, которые вызывающе неорганичны. Если полка должна лежать на деревянных чопиках, не стоит прикручивать туда газовый лифт.
Шлифовка и подгонка
Выступающий герметик срезать, шпатлевку затереть, стыки деталей должны быть ровные. Работать лучше наждачной бумагой от 120 до 300, хотя все зависит от дерева. Бук и дуб отлично полируются, что не сказать о сосне. В конце, шлифовки у вас должно получится изделие полностью соответствующее вашему видению, но без окраски.
Если вы планируете добавить резные элементы либо
Тонировка, покраска, лакировка
Как я уже говорил — на вкус и цвет… Этот часть повествования полностью соответствует этой фразе. Есть желание сделать из темно янтарного шкафа белый — ваше право. Я лишь хочу вкратце сказать о химической основе красителей.
Есть две больших категории:
- Акриловые красители — водорастворимые пропитки, лаки. Без запаха. Менее стойкие.
- Алкидные красители — пропитки и лаки на базе алкидных смол, в качестве разбавителя используется
уайт-спирит . Резкий запах, но более глубокое проникновение. Повышенная стойкость.
Я выбираю второй тип. Не смотря на запах при покраске, после полимеризации лака никаких вредных ароматических выделений мной не замечено. Можно использовать тонировочные масла, но учтите, на них вряд ли ляжет
Не стоит также выбирать эмали, которые наглухо закрывают текстуру дерева в отличие от пропитки которая выделяет и подчеркивает внешний вид древесины. Учтите, что разные породы дерева при тонировании будут иметь разный оттенок и если у вас сочетаются несколько пород — поэкспериментируйте над обрезками. Обычно я наношу два, реже три слоя пропитки. После первого слоя, ворс дерева поднимается и после высыхания, лучше его легкими движениями снять наждачной бумагой с 600 зерном. Лак также 2–3 слоя, лучше наносить валиком для лака, но и хорошая кисть для лакировки даст отличный результат. Перед последним слоем лака можно также легонько пройтись
Замена всей фурнитуры
Теперь самое дело прикрутить ручки, вставить стекла и зеркала. Заменить петли (в старой мебели, как правило используются рояльные петли, которые крепятся десятками мелких саморезиков — подберите все в один цвет). Также на этой стадии крепятся декоративные металлические ажурные уголки, крючки, узоры и прочий декор.
Ну вот, поздравляю! Вы вдохнули жизнь в старое изделие, и оно простоит еще многие годы.
Продолжаю мастерить
По той же технологии была восстановлена тумбочка. Добавлен резной элемент на центр дверцы, заменена верхняя столешница.
Часы с боем, отмыты, перекрашены (изменен цвет), добавлено декора.
Стул из бука, весь в краске, с продырявленной в нескольких местах сидушкой и в зазубринах от лютой ножовки.
И множество других вещей и предметов быта.
Затем встал вопрос о сопутствующих объектах интерьера, например, подставка для собачьего корма. К тому времени, когда вы наберетесь опыта на готовой мебели, можно начинать делать ее с самых азов. Подставка — удачный выбор!
Идем на улицу и находим обрезок бруса, обрезок мебельного щита или широкую доску. Из него и будем делать. Отсекаем все лишнее и подставка готова.
Не останавливайтесь на достигнутом! Полки и мягкую мебель никто за вас не сделает! 😀
Антон Шевцов