Дорог больше не делают?
Мы ежедневно сталкиваемся с проблемами некачественных дорог в Переваловском сельском поселении и, по субъективным ощущениям, этих проблем становится только больше. Но нам всё время твердят в Тюменском районе, что все в равной степени страдают от недостатка финансирования и мы ничем не выделяемся. Так ли это на самом деле?
Мы решили разобраться в вопросе и донести до жителей Переваловского сельского поселения полную информацию о ситуации с дорогами. Основывать свои выводы мы будем на статистике, которую уже несколько лет собираем из публичных отчетов глав сельских поселений, размещенных на официальном сайте Тюменского района.
Мы не можем гарантировать безупречную достоверность данных, относитесь к ней как к ориентиру, к тому же, не все главы предоставляют ее в полном объеме в своих отчетах.
Численность населения
Прежде чем говорить о дорогах, давайте на мгновение отвлечёмся и посмотрим статистику численности населения ради которых эти дороги строятся, а также сделаем первые выводы. Статистика учитывает только официально зарегистрированных граждан.
СП | 2023 | 2024 | % прироста |
---|---|---|---|
Боровское | 20 283 | 20 305 | 0,11 |
Московское | 17 588 | 20 040 | 13,94 |
Винзилинское | 14 167 | 14 213 | 0,32 |
Каскаринское | 13 714 | 13 765 | 0,37 |
Богандинское | 12 163 | 12 205 | 0,35 |
Переваловское | 10 894 | 11 658 | 7,01 |
Ембаевское | 7 796 | 8 155 | 4,60 |
Червишевское | 7 524 | 7 524 | 0 |
Кулаковское | 7 286 | 7 509 | 3,06 |
Мальковское | 5 088 | 5 402 | 6,17 |
Успенское | 5 195 | 5 300 | 2,02 |
Чикчинское | 4 770 | 5 003 | 4,88 |
Онохинское | 4 779 | 4 808 | 0,61 |
Новотарманское | 4 290 | 4 324 | 0,79 |
Горьковское | 3 349 | 3 393 | 1,31 |
Каменское | 3 112 | 3 213 | 3,25 |
Андреевское | 1 975 | 2 013 | 1,92 |
Салаирское | 1 183 | 1 191 | 0,68 |
Наримановское | 1 135 | 1 108 | -2,38 |
Муллашинское | 983 | 994 | 1,12 |
В подавляющем большинстве сельских поселений численность населения выросла. Лидер по росту населения Московское СП — 13,94%, на втором месте Переваловское СП — 7,01% и замыкает тройку Мальковское СП — 6,17%.
Однако у любого рейтинга есть антирекорд. Так, в Наримановском СП численность снизилась на 2,38%.
Что по дорогам?
Чтобы правильно интерпретировать данные, давайте уточним на что больше всего обращать внимание:
- протяженность дорог
- процент с асфальтовым покрытием
- километраж отремонтированных
Тут требуется пояснение. Мы учитываем только программу ремонта дорог без строительства,
так как строительство отдельно в отчётах глав поселений практически не указывается. Кроме того, объем построенных дорог всё равно влияет на километраж «дорог с твёрдым покрытием».
Таблица собрана по данным за 2023–2024 год, в ней жёлтым обозначены данные, которые взяты с отчетов прошлых лет, красным — данные, где по непонятным причинам уменьшилась протяженность дорог или количество с твердым покрытием не изменилось с прошлого года, хотя проводились ремонтные работы.
СП | 2023, км | 2024, км | ∆ | С твердым покрытием | % от общего | % от общего | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Андреевское | 24,311 | 24,065 | -0,246 | 19,78 | 82,19 | 1,204 | 5 |
Богандинское | 90,97 | 90,97 | 0 | 74,05 | 81,4 | 5,9 | 6,49 |
Боровское | 60 | 60 | 0 | 50,8 | 84,67 | 5,799 | 9,67 |
Винзилинское | - | - | 0 | - | - | 6,659 | - |
Горьковское | 40,657 | 41,297 | 0,64 | 26,184 | 63,4 | 2,14 | 5,18 |
Ембаевское | 42,7 | 42,7 | 0 | 36,7 | 85,95 | 0 | 0 |
Каменское | 78,09 | 78,09 | 0 | 54,25 | 69,47 | 3,63 | 4,65 |
Каскаринское | 93,211 | 102,211 | 9 | 86,779 | 84,9 | 5,808 | 5,68 |
Кулаковское | 110,8 | 118,13 | 7,33 | 99,35 | 84,1 | 5,85 | 4,95 |
Мальковское | 40 | 42 | 2 | 26 | 61,9 | 1,6 | 3,81 |
Московское | 101,7 | 101,7 | 0 | 85 | 83,58 | 6,04 | 5,94 |
Муллашинское | 24 | 24 | 0 | 14,268 | 59,45 | 1,663 | 6,93 |
Наримановское | 16,6 | 16,6 | 0 | 10,021 | 60,37 | 4,9 | 29,52 |
Новотарманское | 77,4 | 80 | 2,6 | 30,8 | 38,5 | 3,277 | 4,1 |
Онохинское | 50,3 | 50,3 | 0 | 27,09 | 53,86 | 4,6 | 9,15 |
Переваловское | 151,2 | 175,7 | 24,5 | 64,3 | 36,6 | 5,8 | 3,3 |
Салаирское | 16,528 | 16,528 | 0 | 14,043 | 84,96 | 2 | 12,1 |
Успенское | 50,5 | 53,8 | 3,3 | 40,9 | 76,02 | 3,5 | 6,51 |
Червишевское | 87,7 | 87,7 | 0 | 62,1 | 70,81 | 0,91 | 1,04 |
Чикчинское | 109,93 | 109,93 | 0 | 35,148 | 31,97 | 2,82 | 2,57 |
Всего за 2024 год Тюменский район отремонтировал — 74,1 километр дорог.
Почему Тюменский? Сельские поселения не обладают полномочиями строительства и ремонта дорог, они единолично принадлежат Тюменскому району.
Давайте для наглядности разделим данные и отсортируем их по ключевым показателям.
По протяженности дорог
СП | км |
---|---|
Переваловское | 175,70 |
Кулаковское | 118,13 |
Чикчинское | 109,93 |
Каскаринское | 102,21 |
Московское | 101,70 |
Богандинское | 90,97 |
Червишевское | 87,70 |
Новотарманское | 80,00 |
Каменское | 78,09 |
Боровское | 60,00 |
Успенское | 53,80 |
Онохинское | 50,30 |
Ембаевское | 42,70 |
Мальковское | 42,00 |
Горьковское | 41,30 |
Андреевское | 24,07 |
Муллашинское | 24,00 |
Наримановское | 16,60 |
Салаирское | 16,53 |
Винзилинское | — |
Переваловское сельское поселение уже несколько лет остаётся безоговорочным лидером по протяженности дорог — более 175 километров.
Разница до ближайшего преследователя, Кулаковского СП, более 57 километров. Эта разница больше чем общая протяженность дорог в 3х последних СП: Мулашинском, Наримановском и Салаирском вместе взятых, а общая протяженность больше чем в 6 сельских поселениях.
По проценту дорог с твёрдым покрытием
СП | % |
---|---|
Ембаевское | 85,95 |
Салаирское | 84,96 |
Каскаринское | 84,9 |
Боровское | 84,67 |
Кулаковское | 84,1 |
Московское | 83,58 |
Андреевское | 82,19 |
Богандинское | 81,4 |
Успенское | 76,02 |
Червишевское | 70,81 |
Каменское | 69,47 |
Горьковское | 63,4 |
Мальковское | 61,9 |
Наримановское | 60,37 |
Муллашинское | 59,45 |
Онохинское | 53,86 |
Новотарманское | 38,5 |
Переваловское | 36,6 |
Чикчинское | 31,97 |
Винзилинское | — |
Несмотря на лидерство по протяженности, Переваловское СП стремительно опускается на предпоследнее место по доле дорог с твёрдым покрытием, удерживая эту позицию несколько лет.
Вывод
Территория Переваловского СП за последние несколько лет прирастает, в среднем, на 11,5 км дорог в год, при этом ремонтируется только 6 (тоже в среднем). Здесь не нужно быть математиком чтобы понять, что при данных темпах роста мы никогда не закроем потребность в ремонтах и ежегодно будем констатировать печальную статистику:
- первые по километражу дорог
- вторые по росту численности населения и шестые в абсолютном выражении
- предпоследние по проценту дорог в твёрдом исполнении (асфальтированных)
36,6 — звучит как неплохая температура, но это процент асфальтовых дорог и это провал планирования.
Мы, депутаты Переваловского СП, считаем, что парадигма ежегодного назначения ремонта дорог по принципу «всем поровну» давно себя изжила и Тюменскому стоит задуматься о более современных способах распределения, основанных на статистике и данных.
В текущих обстоятельствах следует заморозить все проекты по дорогам в сельских поселениях, где процент выше 80 и акцентировать свое внимание на территории, где он ниже 60% с обязательным учетом численности. Возможно за год будет трудно подтянуть проценты до среднего, но за два — вполне решаемо.